Институт таможенного аудита. Мифы и реальность

В последнее время на многочисленных площадках обсуждается вопрос возможности и целесообразности применения в таможенных правоотношениях в государствах-членах ЕАЭС таможенного аудита. При этом в узких кругах профессионалов нет единого мнения по этому вопросу, а большая часть участников ВЭД формирует свое мнение о таможенном аудите на основании незначительного количества публикаций в СМИ, включая интернет-ресурсы, как ненужной и финансово обременительной для бизнеса процедуре.

Что же такое таможенный аудит, и для чего он нужен?

Попытаемся выяснить эти вопросы, прежде всего на основе зарубежного опыта.

«Аудит» — это заимствованное слово в русском языке. И у представителей бизнес-сообщества он обычно ассоциируется с независимой экспертизой финансовой отчетности организации, основанной на проверке правильности ведения бухгалтерского учета, соответствия операций (хозяйственных и финансовых) действующему законодательству, а также полноты и точности их отражения в отчетности с целью выражения мнения о ее достоверности. 

Причиной тому являются нормы национального законодательства (рассматриваются акты России и Беларуси), которые рассматривают термин «аудит» только в указанном значении. И в соответствии с существующими нормами законодательства «аудит» является одним из видов предпринимательской деятельности, т.е. услугой, которую аудируемому лицу оказывают аттестованные аудиторы. 

С учетом подобного восприятия аудита участники ВЭД настороженно относятся к введению таможенного аудита, рассматривая его именно в контексте независимой экспертизы финансовых сведений в таможенной сфере.

Одной из предпосылок появления в среде участников ВЭД государств-участников ЕАЭС термина «таможенный аудит» является стандарт 6.6 Главы 6 Генерального приложения к Киотской конвенции 1973 года, который предписывает, что «системы таможенного контроля включают в себя контроль на основе методов аудита». 

Но указанный стандарт имеет отношение исключительно к контрольной функции государства, осуществляемой таможенными органами, и не имеет никакого отношения к предпринимательской деятельности. 

Всемирная таможенная организация (далее – ВТО) более детально, чем пункты Е3./F4. Главы 2 Генерального приложения к Киотской конвенции разъяснила понятие таможенного контроля после выпуска товаров с использованием метода аудита в своих рекомендациях по пост-таможенному аудиту. 

В данных рекомендациях процесс пост-таможенного аудита определен как структурированное изучение соответствующих коммерческих бизнес-систем, договоров купли-продажи, финансовых и нефинансовых отчетов, физических запасов товаров и других активов, как средство измерения и улучшения норм соответствия техническим стандартам. 

Кроме того, эксперты ВТО на семинаре по управлению рисками и таможенному аудиту, проходившему 7-10 июня 2005 года в КНР, разъяснили понятие таможенного контроля после выпуска товаров с использованием метода аудита (post-clearance audit) как процесс, позволяющий сотрудникам таможни проверять точность деклараций посредством проверки книг, записей, бизнес-систем и всех соответствующих таможенных коммерческих данных физических и юридических лиц, напрямую или косвенно задействованных в международной торговле.

При этом необходимо понимать, что положения Киотской конвенции отражают прогрессивные подходы государств-инициаторов введения данной Конвенции. И необходимость таможенного контроля на основании методов аудита в этих государствах вызвана рядом причин.

Основная из них заключается в декларировании принципа, что для ускорения международной торговли и минимизации издержек в цепи поставок, необходимо избегать излишних таможенных формальностей при пересечении границы и при таможенном оформлении на внутренних таможенных пунктах. 

С данной целью перед таможенными органами стоит задача выпуска товаров в соответствии с таможенными процедурами на границе, избежав при этом рисков нарушения таможенных правил в части полноты уплаты таможенных платежей. Для таможни в данных условиях становится невозможным принятие обоснованных решений, касающихся уплаты таможенных платежей в ограниченных временных рамках. 

И в этой ситуации регламентированное национальным законодательством право таможенного органа осуществить таможенный контроль после выпуска товара на территории импортера путем сопоставления сведений в таможенной декларации со сведениями в коммерческих документах позволяют прийти к компромиссу интересов государства в лице таможни и бизнеса в лице импортера.

К примеру, в зарубежных государствах (на примере ЕС) контроль после выпуска товаров основан на сотрудничестве между таможенными органами и участниками ВЭД и преследует цель не только выявления нарушений таможенного законодательства, но и их предотвращения, а также упрощения таможенных процедур в отношении проверяемого участника ВЭД. Достаточным подтверждением этому является тот факт, что таможенные органы заранее уведомляют участника ВЭД о планируемой проверке, предоставляя возможность осуществить в течение 15 дней внутренний контроль. И если участник ВЭД самостоятельно выявит в своих таможенных операциях нарушения, то ему предоставляется право самостоятельно внести изменения в сведения, доплатив таможенные платежи без штрафных санкций. 

Также таможенный контроль на основе методов аудита проводится таможенными органами зарубежных государств с целью категорирования участников ВЭД в рамках системы управления рисками. И он носит обязательный характер в отношении участников ВЭД, применяющих упрощенные процедуры таможенного оформления (уполномоченные таможенные операторы). В процессе такого контроля проверяется не только соответствие заявленных при выпуске сведений с данными внутреннего учета компании, но и отражаются вопросы его финансовой устойчивости, законности внешнеэкономических операций,  экономический анализ деятельности с целью выявления рисков в осуществлении ВЭД.

Таможенный контроль на основе методов аудита в ЕАЭС

Рассмотрим, каким образом положения Киотской конвенции в части применения при таможенном контроле методов аудита имплементированы в нормы таможенного права ЕАЭС? 

Можно утверждать, что в реалиях ЕАЭС происходит подмена понятий и принципов, заложенных в Киотской конвенции. Подтверждением тому является описание существующей практики таможенного оформления товаров, ввозимых в ЕАЭС: 

  • в местах прибытия на таможенную территорию ЕАЭС грузы не выпускаются в оборот, а помещаются под процедуру таможенного транзита; 
  • процедура транзита завершается размещением груза на складах временного хранения с последующим помещением его под выбранную получателем таможенную процедуру; 
  • при выпуске товара в выбранной таможенной процедуре осуществляется таможенный контроль, заключающийся в проверке документов и сведений, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары и, нередко, таможенным досмотром груза; 
  • при срабатывании индикатора риска грузы выпускаются под обеспечение уплаты таможенных платежей с последующим представлением таможенному органу дополнительных документов и сведений;
  • таможенный контроль после выпуска товаров осуществляется только с целью выявления и документирования факта нарушения.

Таким образом, отечественная практика проведения таможенного контроля после выпуска товаров кардинально отличается от пост-таможенного аудита, применяемого таможенными администрациями зарубежных государств. 

Таможенными органами ЕАЭС с целью исключения каких-либо рисков неуплаты таможенных платежей применяется контроль до выпуска товара, а не контроль на основе методов аудита. А созданные подразделения таможенных инспекций применяют свое право на таможенный контроль после выпуска товара только лишь с целью выявления правонарушений в отношении товаров, по которым, из-за несовершенства существующей системы управления рисками, операции таможенного контроля не были должным образом осуществлены при выпуске товара. И подобное положение дел вполне устраивает администрации таможенных органов ЕАЭС. 

К тому же существует ряд объективных причин, по которым применение в ЕАЭС зарубежной практики таможенного контроля на основе методов аудита преждевременен. Можно выделить основные:

1) Выпуск товаров в месте прибытия (на границе) в иных процедурах, чем таможенная процедура таможенного транзита, неприменим в связи с принципом резидентства декларанта при таможенном декларировании;

2) Менее законопослушная среда импортеров, чем в индустриально развитых странах. В связи с чем таможенные органы могут столкнуться с проблемой отсутствия по заявленному адресу импортера, либо отсутствием у него должным образом организованной системы бухгалтерского учета;

3) Существующая система управления рисками предполагает незамедлительное осуществление рекомендованных действий при несоответствии сведений о товаре установленным критериям риска. Например, выпуск товара под обеспечение уплаты таможенных платежей; направление груза, помещенного под процедуру таможенного транзита, с места прибытия на ближайший склад временного хранения для проведения досмотра и т.п.;

4) Составы некоторых административных правонарушений предусматривают ответственность декларанта за представление документов, содержащих недостоверные сведения. При этом состав данного правонарушения также вменяется перевозчику, выступающему декларантом при помещении товара под процедуру таможенного транзита. Существующая в таможенных органах отчетность по выявленным правонарушениям в совокупности с сумами штрафов, поступающим в госбюджет в результате выявления подобных правонарушений также является сдерживающим фактором инициативы переноса выпуска товара на границе;

5) Несовершенство существующей системы управления рисками ввиду отсутствия технической и методологической базы, а также существующий уровень бюрократии в таможенных органах;

6) Потребность в квалифицированных кадрах, предполагающих знание сотрудниками таможенных органов не только таможенного законодательства, но и правил ведения бухгалтерского учета, знание специализированных программных продуктов, функционирования бизнес-процессов и т.п.

Учитывая все изложенное, можно констатировать, что необходимо разграничить понятие «таможенный аудит» и «таможенный контроль на основе методов аудита».  Таможенный аудит не может заменить таможенный контроль, проведение которого является исключительным правом государства в лице таможенных органов.

Есть ли целесообразность вводить на законодательном уровне «таможенный аудит» как вид предпринимательской деятельности? 

Это в первую очередь зависит от того, какие преимущества получат таможенные органы и участники внешнеэкономической деятельности от него. 

Если результаты такого аудита будут использованы таможенными органами с целью упрощения таможенных процедур в отношении аудируемых лиц, тогда у участников ВЭД появится заинтересованность в целесообразности его проведения. В качестве подобных упрощений могут быть предусмотрены:

  • автоматический выпуск товара; 
  • отсутствие требования внесения обеспечения уплаты таможенных платежей при выпуске и т.д.

Таможенные органы же в таком случае в целях содействия развитию внешней торговли смогут:

  • более эффективно распределять свои ограниченные ресурсы, 
  • предупредить возможные нарушения таможенных правил, 
  • повысить уровень доверия к ним со стороны бизнес-сообщества. 

На начальном этапе взаимодействия достаточно будет введения обязательных требований к наличию в компаниях, имеющих статус уполномоченных таможенных операторов, таможенных представителей, таможенных перевозчиков, системы внутреннего контроля. Это позволит таможенным органам повысить уровень доверия к данным участникам внешнеэкономической деятельности, которые получают ряд преференций при проведении таможенных операций. Это было бы вполне логично – таможня предоставляет данным лицам ряд преимуществ по сравнению с иными участниками ВЭД и вправе быть уверена, что в компании осуществляется на постоянной основе контроль, предотвращающий нарушения требований законодательства к данной категории участников таможенных отношений.

В качестве заключения, необходимо отметить следующее.

Во-первых, в настоящее время понятие «аудит» не считается распространенным в таможенной сфере. При этом ни у кого уже не вызывает непонимание проведение аудита в таких направлениях как строительство, IT-безопасность и т.д. И если считать разновидностью аудита его классификацию в зависимости от сфер проведения, то есть по объекту, то на сегодня такое понятие имеет право на существование и в сфере ВЭД. 

Во-вторых, осуществление участниками внешнеэкономической деятельности внутреннего контроля своих таможенных операций уже нашло свою поддержку со стороны государства. 

Например, КоАП РФ предусмотрено освобождение декларанта от административной ответственности в случае добровольного сообщения им о самостоятельно выявленных нарушениях, допущенных при выпуске товара (примечания 2, 4 к статье 16.2 КоАП РФ). Аналогичная норма существует и в Кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь (примечание 2 к статье 14.5 КоАП РБ). 

Также КоАП РБ предусматривает возможность вынесения административного взыскания в виде предупреждения за несвоевременную либо неполную уплату таможенных платежей (часть 9 статьи 13.6 КоАП РБ). Соответственно, если компания самостоятельно выявила совершенные ей нарушения, у нее есть возможность избежать установленной законом ответственности за неуплату или неполную уплату в установленный срок таможенных платежей. 

Таким образом, уже сейчас у компаний есть определенная законодательством возможность избежать привлечения к административной ответственности за совершение неумышленных нарушений таможенного законодательства. Вопрос стоит только в своевременном выявлении данных фактов. 

Своевременно выявить существующие проблемы на предмет соответствия деятельности компании требованиям таможенного законодательства могут помочь независимые специалисты, обладающие экспертными знаниями в таможенной сфере.

Более подробную информацию об услуге «Таможенный аудит» можно получить, пройдя по ссылке, приведенной ниже.

Удачи в бизнесе!

Владимир Корнев
Юрист
Партнёр Юридической фирмы «ЮРВЕСТ в Республике Беларусь

Опубликовано 24.03.2020

PNB BANKА. Как вкладчику возвратить свои деньги?

Как минимизировать таможенные риски?
Направьте заявку в разделе «ТАМОЖЕННЫЙ АУДИТ»

Как получить свои деньги за неоплаченную перевозку?
Направьте заявку в разделе «ВЗЫСКАНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ЗА ФРАХТ»

Как избежать штрафа в размере 100 000 - 200 000 рублей?
Проверьте правильность заполнения разрешение на международную перевозку в разделе «ПРОВЕРКА ДОЗВОЛА»