ИНКОТЕРМС-2020. Обзор изменений в новой версии правил международной торговли

Инкотермс (англ. Incoterms, International commercial terms) – правила международной торговли, которые были созданы для облегчения заключения международных торговых соглашений. 

Бизнесмены, экономя свое время и деньги, вместо подробного обсуждения всех условий могут указать соответствующие условия Инкотермс в договоре купли-продажи (например, EXW, DAP и т.д.). Кроме того, иногда бизнесмены отказываются от письменных контрактов и просто вводят определенную аббревиатуру Инкотермс в счет-фактуру или CMR-накладную. В обоих случаях права и обязанности покупателя и продавца в отношении доставки, страхования, распределения рисков и затрат будут такими, как указано в конкретном условии Инкотермс, выбранном сторонами.

С 1 января 2020 года вступает в силу новая редакция правил международной торговли: Инкотермс 2020 (англ. Incoterms 2020). Участники международных торговых соглашений вправе будут применять новую версию правил к сделкам, заключенным после 1 января 2020 года (кроме случаев, когда в самом соглашении указано, что стороны хотят применять старую версию правил). 

В данной публикации рассмотрим основные изменения, которые отражены в новых правилах Инкотермс, и о которых следует знать участникам международных сделок.

1. Условие DAT изменено на DPU и будет использоваться не только для терминальных доставок.

Условие DAT (англ. Delivered at Terminal) по Инкотермс 2010 распространяется на перевозку грузов различными видами транспорта. Это означает, что товар должен быть доставлен и передан в назначенный терминал. Учитывая выраженное предпочтение использовать это условие для доставки не только в терминалы, но и в другие места доставки, разработчики Инкотермс 2020 изменили условие DAT на DPU (англ. Delivered at Place Unloaded), которая означает, что товар должен быть доставлен в указанное место доставки (не обязательно до терминала).

Это означает, что после 1 января 2020 года не следует использовать условия  DAT (если стороны не договорились применять старую версию правил — Инкотермс 2010), а при применении условия DPU следует иметь в виду, что пунктом доставки может быть не только терминал, но также, например, фабрика или любое другое место.

2. Более высокие стандарты страхования при применении условия CIP

Условие CIP (англ. Carriage and Insurance Paid to) применяется к перевозке грузов различными видами транспорта. Это условие включает в себя обязанность продавца доставить товар в указанное место доставки. Расходы перевозки товара несет продавец. Он также обязан за свой счет застраховать товар от риска потери или повреждения товара при транспортировке. 

Новая версия Инкотермс устанавливает более высокие требования к страхованию товаров. В соответствии с условием CIP Инкотермс 2010 продавец должен был застраховать товар, по крайней мере, в соответствии с условиями “Institute Cargo Clauses (LMU/IUA)” (ICC) “C“, которые обеспечивают лишь минимальную защиту и только от определенных рисков. Между тем, условие CIP Инкотермс 2020 налагает на продавца обязанность застраховать перевозимый товар в соответствии с условиями “Institute Cargo Clauses (LMU/IUA)” (ICC) “A“, которые часто упоминаются как «полное страхование груза» или «страхование от всех рисков».  

Таким образом, после вступления в силу Инкотермс 2020, бизнесмены, использующие условия CIP, должны не забыть пересмотреть условия своих договоров страхования и следить за тем, чтобы страхование товаров соответствовало требованиям новой редакции.

3. Перевозка грузов водным транспортом при применении условия CIF

Условие CIF (англ. Carriage Insurance and Freight) очень похоже на CIP, но отличается от него тем, что применяется к морской перевозке грузов. 

Обращаем внимание, что, в отличие от CIP, условие CIF не изменилось в новой редакции Инкотермс. Как старая, так и новая редакции Инкотермс предусматривают обязанность продавца застраховать перевозимые товары с минимальным страховым покрытием, т.е. по крайней мере, в соответствии с условиями “Institute Cargo Clauses (LMU/IUA)” (ICC) “C“.

4. Более четкое распределение затрат

Инкотермс 2020 предоставляет более четкие правила распределения затрат между продавцом и покупателем. Необходимость в более подробных правилах проистекала из того факта, что в предыдущей версии между сторонами часто возникали споры относительно распределения расходов, особенно тех, которые происходят в пункте доставки или рядом с ним. 

Основной принцип, используемый разработчиками Инкотермс 2020 для устранения этих пробелов, заключается в том, что продавец обычно несет ответственность за все расходы до момента доставки / передачи товара, а покупатель — за все последующие расходы.  

5. Повышенные требования безопасности

Инкотермс 2010 не предусматривал требований, связанных с безопасностью (например, обязательные проверки контейнеров), и распределением связанных расходов. 

Между тем, эти вопросы поднимаются в Инкотермс 2020. 

6. Использование транспорта продавца и покупателя

Создатели условий Инкотермс 2010 предполагали, что товары будут перевозиться третьими лицами (т.е. не покупателем и не продавцом). Таким образом, Инкотермс 2010 не рассматривал ситуации, когда товары перевозились собственными транспортными средствами одной из сторон. 

Этот пробел был заполнен в новых условиях Инкотермс 2020. 

7. Усиленная защита интересов продавца при использовании условия FCA

Инкотермс 2020 вводит изменения в условие FCA. Эти изменения связаны с большей защитой интересов продавца, когда это условие используется для перевозки грузов водным транспортом. 

Инкотермс 2020 устанавливает возможность договориться о том, что покупатель обязует перевозчика выдать продавцу соответствующий коносамент, подтверждающий погрузку груза на борт. 

Эти поправки направлены на решение проблемы, которая часто возникала со старой редакцией Инкотермс. Для контейнерных перевозок стороны часто выбирали условие FOB Инкотермс 2010, но это представляло значительный риск для продавца, поскольку он терял контроль над контейнером после того, как контейнер был доставлен в порт (то есть до того, как он был загружен на судно). В то же время ответственность продавца за утрату или повреждение груза при условии FOB истекает только после загрузки контейнера на борт.

Поэтому, с вступлением в силу Инкотермс 2020, для перевозки грузов в контейнерах предлагается выбрать условие FCA, а не FOB, чтобы лучше защитить интересы продавца.

Таковы основные изменения в новых правилах ИНКОТЕРМС, содержащие ряд позитивных усовершенствований, которые могут быть использованы участниками международной торговли уже с января 2020 года.

Удачи в бизнесе!

Елена Цвирко
Адвокат
Юридическая фирма «JUREX»
Партнёр Юридической фирмы «ЮРВЕСТ» в Европейском Союзе

Опубликовано24.12.2019

PNB BANKА. Как вкладчику возвратить свои деньги?

Как минимизировать таможенные риски?
Направьте заявку в разделе «ТАМОЖЕННЫЙ АУДИТ»

Как получить свои деньги за неоплаченную перевозку?
Направьте заявку в разделе «ВЗЫСКАНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ЗА ФРАХТ»

Как избежать штрафа в размере 100 000 - 200 000 рублей?
Проверьте правильность заполнения разрешение на международную перевозку в разделе «ПРОВЕРКА ДОЗВОЛА»