Электронная транзитная декларация. Обязанность перевозчика или беспредел таможни!?

В настоящее время многие международные перевозчики, въезжающие с грузом в Россию, столкнулись с требованиями таможенных органов о предоставлении транзитной декларации в электронном виде.

Не все оказались готовы к требованиям таможни, в особенности иностранные перевозчики, поскольку подача электронной транзитной декларации (ЭТД) возможна только с использованием российской электронной цифровой подписи, и они вынуждены нести дополнительные расходы на привлечение таможенных представителей из РФ.

В итоге, некоторые перевозчики, не желающие конфликтовать с таможней, теряют время на посту, в срочном режиме решая вопрос с электронным декларированием.

На некоторых многосторонних автомобильных пунктах пропуска (МАПП) таможня принимает жесткие меры: перевозчикам, которые не предоставляют ЭТД, назначают таможенный досмотр с полной выгрузкой.

В связи с этим, многих перевозчиков интересует законный вопрос, с чем эти изменения связаны.

С юридической точки зрения никаких изменений не произошло.

В России еще с марта 2017 года действует Приказ Министерства финансов РФ от 30.08.2016 г. № 144н «Об утверждении Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном контроле, таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в электронной форме».

Данным приказом установлена процедура подачи транзитной декларации в электронном виде и ее регистрации с использованием ЕАИС таможенных органов.

По сути, в приказе идет речь о предварительном электронном декларировании. Однако ни в самом приказе, ни в каких-либо иных нормативных актах РФ на перевозчиков не возложено обязанности прибегать непременно к этой процедуре декларирования транзита.

Предварительное декларирование как по ТК ТС, так и по таможенному законодательству РФ является добровольным.

В соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, декларирование может производиться в письменной и (или) электронной формах (п. 3 ст. 179 ТК ТС).

Подача таможенной декларации в письменной форме должна сопровождаться представлением таможенному органу ее электронной копии, если иное не установлено законом (п. 6 ст. 180 ТК ТС).

Однако при декларировании таможенного транзита, как известно, установлены особые правила, согласно которым в качестве транзитной декларации могут представляться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы (п. 2 ст. 182 ТК ТС).

Представление таких документов не подпадает под понятие «подачи таможенной декларации в письменном виде» и не должно сопровождаться электронной копией.

Более того, со вступлением в силу Таможенного кодекса ЕАЭС с 01.01.2018 г. в отношении формы транзитной декларации также ничего не поменяется.

Несмотря на общий приоритет электронного декларирования, подача транзитной декларации по-прежнему будет возможна путем использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов на бумажном носителе (п. 4 ст. 104, п. 6 ст. 105 ТК ЕАЭС).

Таким образом, любая информация от таможенных органов или из иных источников об обязанности перевозчиков использовать ЭТД является ложной.

Никаких правовых предпосылок для этого нет и не предвидится в ближайшем будущем.

Почему таможня стала предъявлять новые требования именно сейчас?

Можно предположить, что соответствующая активность таможенных органов вызвана приказом «сверху», поступившим в связи со слишком малым использованием технологии, на разработку которой потрачено большое количество бюджетных средств.

Хотя возможны и иные причины, о которых мы скорее всего узнаем в ближайшее время.

Какие варианты решений этой проблемы есть у перевозчиков?

По большому счету, вариантов всего два: либо идти на поводу у таможни, либо отстаивать свои права.

В первом случае, следует обратиться к российскому таможенному представителю, знающему процедуру подачи ЭТД и имеющему возможность использовать электронную цифровую подпись, и оплатить его услуги.

Во втором случае, фиксируйте время подачи документов на таможенный пост и переводите общение с таможней в официальное русло.

Если транзитная декларация не зарегистрирована в течение 2 часов с момента подачи, это уже является нарушением.

В случае бездействия таможни направляйте на пост письменные заявления о проведении таможенного оформления с указанием на время прибытия транспортного средства и на факт нарушения сроков и предъявления незаконных требований.

Если вы получили уведомление о проведении таможенного досмотра с полной выгрузкой, то целесообразно принять все необходимые меры по его проведению.

Эффективное обжалование решения о проведении досмотра возможно лишь пост-фактум, но придется столкнуться с определенными сложностями, связанными с закрытостью системы управления рисками.

Активней взаимодействуйте с другими перевозчиками, попавшими в такую же ситуацию.

Если при обжаловании вы докажете, что ваш случай не единичный, то будет легче обосновать причинную связь между отказом оформлять ЭТД и таможенным досмотром.

Жалобу можно подать на действия или бездействие должностных лиц как в суд, так и в ведомственном порядке, а также в транспортную прокуратуру.

Хотя оперативность вмешательства прокуратуры нельзя гарантировать из-за длительных сроков рассмотрения жалоб.

С учетом незаконного подхода таможни к оформлению ЭТД, рекомендуем принять к сведению вышеизложенную информацию, на основании которой каждый перевозчик может выработать свою линию поведения в данном вопросе.

Удачи на дорогах!

Алексей Зимин
Юрист
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»