Таможенное дело

ВОПРОС: При въезде на территорию Таможенного Союза через Республику Беларусь таможня попросила предоставить экспортную декларацию на товар. Законно ли данное требование?

ОТВЕТ: Экспортная декларация не входит в перечень документов, которые перевозчик обязан предъявлять для открытия процедуры таможенного транзита по территории Таможенного Союза.

Непредставление данного документа не влечет за собой какой-либо ответственности и не является основанием для отказа в выпуске товаров (открытии процедуры). То есть данное требование таможни формально не основано на Законе.

В тоже время, данное требование может свидетельствовать о выявлении таможней рисков, связанных с возможным предоставлением недостоверных сведений о товаре, в частности, о его стоимости.

Одной из форм таможенного контроля в соответствии с Таможенным Кодексом Таможенного Союза является проверка документов и сведений. Дополнительные сведения о товаре (в том числе экспортную декларацию) таможня может получить как от перевозчика, так и из других источников (например, таможенного органа страны-экспортера).

Представление экспортной декларации перевозчиком может значительно сократить время прохождения таможенного контроля, при условии, что содержащиеся в ней сведения не противоречат данным в транзитной декларации.

 

ВОПРОС: Транспортное средство международной перевозки (ТСМП) въехало на территорию Таможенного союза (ТС) и выехало в пределах срока временного ввоза. Однако впоследствии от таможенного органа страны въезда в ТС поступил запрос о предоставлении подтверждения выезда с территории ТС в пределах срока. Какими документами можно подтвердить соблюдение срока временного ввоза, если «дозвол» с отметкой о выезде сдан в транспортную инспекцию?

ОТВЕТ: В данной ситуации перевозчику необходимо обратиться в транспортную инспекцию с заявлением о выдаче копии «дозвола», указав, что это необходимо для подтверждения таможенному органу факта выезда в пределах срока временного ввоза. В таможню необходимо направить ответ на запрос, указав дату выезда транспортного средства с территории ТС, пункт выезда, а также то, что копия подтверждающего документа («дозвола») будет предоставлена после его получения от транспортной инспекции.

В случае, если это же транспортное средство ранее истечения срока временного ввоза повторно въехало на территорию ТС, вы, предоставив таможенному органу CMR на новую перевозку и «дозвол» с отметкой о въезде, также подтвердите тот факт, что транспортное средство ранее покинуло территорию ТС и срок временного ввоза соблюден.

 

ВОПРОС: За какие административные правонарушения в сфере таможенного дела можно получить наказание в виде предупреждения без штрафа? Может ли фирма получить такое наказание при привлечении по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ?

ОТВЕТ: По общему правилу, получение наказания в виде предупреждения возможно только в случаях, когда это предусмотрено санкцией соответствующей статьи. При этом, для привлекаемого лица данное нарушение должно быть совершенным впервые и не влечь собой имущественный ущерб.

Привлекаемое лицо считается совершившим нарушение впервые, если в течение одного года, предшествующего дню совершения правонарушения, не привлекалось к административной ответственности. Годичный срок исчисляется с момента исполнения постановления (уплаты штрафа) по ранее совершенным правонарушениям.

Кроме того, российские организации, включенные в реестр малых и средний предприятий, при соблюдении вышеназванных критериев, могут получить данный вид наказания по любым статьям КоАП РФ (даже если предупреждение отсутствует в санкции статьи), в том числе за нарушение таможенных правил.

По ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ (предоставление в таможенный орган недостоверных сведений о товаре) получение наказания в виде предупреждения стало возможно с 04 июля 2016 года (внесены изменения в санкцию статьи).

 

ВОПРОС: Лицо, привлеченное к административной ответственности, добилось в судебном порядке признания незаконным и отмены постановления по делу об административном правонарушении в его отношении. Имеет ли право данное лицо требовать возмещения понесенных им судебных расходов?

ОТВЕТ: Да, лицо, привлеченное к административной ответственности, имеет право требовать возмещения расходов, которые им были понесены в судебном процессе: расходов на юриста, на перевод документов, оплату услуг эксперта и пр.

Однако, важно знать, что по итогам административного дела судебные расходы придется взыскивать как убытки, т.е. в рамках отдельного дела (самостоятельного иска), ответчиком по которому будет выступать Российская Федерация в лице соответствующей федеральной службы.

Кроме того, судебные расходы можно взыскать только по административным делам, производство по которым было прекращено за отсутствием состава (события) административного правонарушения. По делам, прекращенным по малозначительности, это не удастся.

 

ВОПРОС: У компании имеется задолженность по уплате таможенных платежей. От таможни получено требование об их взыскании. Однако с момента выставления данного требования прошло уже более года. Может ли таможня обратиться в суд с заявлением о взыскании с моей компании неуплаченных платежей?

ОТВЕТ: В случае если выставленное таможенным органом требование об уплате таможенных платежей не исполнено, таможенный орган вправе взыскать с участника ВЭД данные таможенные платежи через суд. Однако, таможенный орган может обратиться в суд с соответствующим заявлением в течение двух лет со дня истечения срока добровольного исполнения требования об уплате таможенных платежей.

Срок добровольного исполнения такого требования составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня его получения.

Следовательно, если с момента получения требования Вашей компанией прошло менее чем два года и 20 календарных дней, то у таможенного органа сохраняется право на взыскание таможенных платежей через суд.

Если же указанный срок прошел, то в случае предъявления таможенным органом в суд требования о взыскании платежей, пропуск срока является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

 

ВОПРОС: Компания подала декларацию на выпуск товаров в свободное обращение. Таможня приняла решение о проведении дополнительной проверки таможенной стоимости и потребовала обеспечения уплаты таможенных пошлин. Правомерно ли такое требование? И каковы последствия непредставления обеспечения?

ОТВЕТ: В соответствии с таможенным законодательством ТС таможенный орган вправе проводить дополнительные проверки таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров в свободное обращение.

При принятии решения о проведении дополнительной проверки до выпуска товаров, но, если такая проверка не может быть проведена в пределах срока выпуска товаров, таможенный орган может потребовать предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, рассчитанных исходя из имеющейся у таможни информации о таможенной стоимости аналогичных товаров.

В случае непредоставления такого обеспечения, в выпуске товаров в свободное обращение будет отказано.

Если декларант предоставит обеспечение, и впоследствии заявленная им таможенная стоимость будет подтверждена, то обеспечение подлежит возврату в порядке, установленном таможенным законодательством.

 

ВОПРОС: Имеет ли право таможня проводить проверки по ситуациям, имевшим место год и более назад. Какой период имеют право проверять таможенники?

ОТВЕТ: У таможенных органов стран Таможенного союза есть право проводить таможенный контроль после выпуска товаров. В рамках данной формы контроля могут быть проверены все операции, связанные с перемещением и таможенным оформлением товаров и транспортных средств.

Срок давности такого таможенного контроля составляет 3 (три) года.

Данный срок исчисляется с того момента, когда товар перестал находится под таможенным контролем (был выпущен в соответствии с заявленной процедурой, вывезен с территории ТС и пр.).

 

ВОПРОС: Компания привлечена к административной ответственности за нарушение таможенных правил. Назначено наказание в виде штрафа. Может ли компания заплатить штраф в размере половины его суммы при оплате не позднее 20-ти дней с момента вынесения постановления?

ОТВЕТ: Нет, в случае привлечения к ответственности за нарушение таможенных правил такая возможность отсутствует. Штраф подлежит уплате в полном размере независимо от даты его уплаты.

Законодательством возможность уплаты штрафа в размере половины его суммы не позднее 20-ти дней с момента вынесения постановления предусмотрена лишь в случае привлечения к ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения, предусмотренные главой 12 КоАП РФ (за исключением нескольких статей).

 

ВОПРОС: В каких случаях транспортное средство международного перевозчика при въезде на территорию Таможенного союза направляется «на рентген»?

ОТВЕТ: «Рентген» транспортного средства является одной из форм таможенного контроля – таможенный осмотр товаров и транспортных средств с применением инспекционно-досмотрового комплекса (ИДК).

Таможенный осмотр с применением ИДК проводится:

— в случае автоматического выявления при регистрации прибытия транспортного средства риска, минимизация которого предусматривает применение ИДК;

— по инициативе уполномоченного лица таможенного органа в целях минимизации риска, который возник не автоматически (при наличии достаточных оснований предполагать, что прибывшее транспортное средств осуществляет перевозку товара с нарушением таможенных правил).

 

ВОПРОС: В рамках транзитной перевозки похищен товар. Обязан ли перевозчик оплачивать таможенные платежи за похищенный товар? Зависит ли обязанность уплаты таможенных платежей от признания перевозчика виновным в совершении административного правонарушения (недоставка)? 

ОТВЕТ: Перевозчик товара, являясь декларантом процедуры таможенного транзита, в случае хищения обязан уплатить таможенные платежи за товар или ту его часть, в отношении которой он не смог закрыть транзит.

Обязанность по уплате таможенных платежей в этом случае не зависит от вины перевозчика и причин недоставки товара. Соответственно, если в отношении перевозчика дело об административном правонарушении по факту недоставки не возбуждалось, либо прекращено — это не освобождает его от уплаты таможенных платежей.

В случае установления лиц, виновных в недоставке (похитители товара, либо охранная фирма, ненадлежащим образом исполнившая свои обязательства), перевозчик вправе взыскать возникшие у него убытки с указанных лиц, в том числе в судебном порядке.

 

ВОПРОС: Перевозчик привлечен к ответственности за нарушение таможенных правил. Помимо постановления по делу об административном правонарушении от таможенного органа в адрес виновного лица поступило представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Что это за документ? И обязан ли перевозчик совершить какие-либо действия после его получения?

ОТВЕТ: Согласно КоАП РФ орган, рассмотревший дело об административном правонарушении, установив причины и условия совершения лицом правонарушения, направляет ему представление об их устранении.

Лицо, привлеченное к ответственности, обязано рассмотреть данное представление и сообщить в орган о принятых мерах в течение месяца со дня получения представления.

На практике, в большинстве случаев ответ на представление может носить формальный характер и содержать лишь указание на то, что представление будет учтено в дальнейшей работе и что его содержание доведено до работников организации. Прикладывать к ответу какие-либо документы, подтверждающие принятие мер, не требуется.

Если виновное лицо не направит ответ на представление в установленный срок, то должностное лицо организации (директор) может быть привлечено к административной ответственности за непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Санкция – административный штраф от 4 до 5 тысяч рублей.

 

ВОПРОС: Какие, помимо административного штрафа расходы, могут быть возложены на перевозчика в случае признания его виновным в совершении административного правонарушения? 

ОТВЕТ: В случае признания перевозчика виновным в совершении административного правонарушения (далее, — АП), на него могут быть дополнительно возложены издержки по делу.

К издержкам по делу об АП, помимо прочего, могут относиться суммы, выплачиваемые специалистам и экспертам, в том числе за осуществление перевода документов с иностранного на русский язык, а также суммы, израсходованные на демонтаж, хранение, перевозку (пересылку) и исследование вещественных доказательств, орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Следовательно, если в качестве обеспечения по делу об АП было произведено изъятие товара, то расходы, понесенные государственным органом на его хранение, могут быть возложены на перевозчика.

Документы, подтверждающие размер понесенных расходов, должны быть приобщены к делу об АП. Решение об отнесении издержек на перевозчика должно быть отражено в постановлении по делу об административном правонарушении.

 

ВОПРОС: Какие расхождения в сведениях о фактическом и заявленном весе товаров допускаются таможенными органами? 

ОТВЕТ: Таможенное законодательство Таможенного союза не предусматривает каких-либо допустимых погрешностей относительно задекларированного веса перемещаемого товара и фактического веса, установленного по итогам мероприятий таможенного контроля.

Положение о 2% (двух процентах) допустимой погрешности по аналогии с законодательством о международных перевозках в таможенной сфере не применимо.

Однако, небольшой процент отклонения фактического и заявленного веса, может послужить основанием для освобождения перевозчика от ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.

 

ВОПРОС: Чем урегулированы сроки нахождения транспортного средства с товаром на таможенном посту при убытии с таможенной территории Таможенного Союза в рамках процедуры экспорта? Применяются ли сроки выпуска товаров, установленные ст. 196 ТК ТС?

ОТВЕТ: Под выпуском товаров понимаются действия таможни по открытию заявленной декларантом таможенной процедуры. Следовательно, при убытии с таможенной территории ТС, поскольку таможня не открывает никакую новую таможенную процедуру, сроки выпуска товаров, предусмотренные ст. 196 ТК ТС, не применяются.

Однако, разрешение на вывоз товара (либо отказ в таком разрешении) должно быть дано незамедлительно по завершении необходимых форм таможенного контроля. Для каждой из форм таможенного контроля законом установлены сроки проведения, которые таможня не вправе нарушать.

 

ВОПРОС: При перевозке под процедурой таможенного транзита по территории Таможенного союза произошла утрата части товара. Перевозчик оплатил таможенные платежи за утраченный товар по требованию таможни. Может ли перевозчик взыскать сумму уплаченных таможенных платежей с организации, у которой он покупал гарантию для открытия процедуры транзита?

ОТВЕТ: Гарантия является одной из мер обеспечения уплаты таможенных платежей, в рамках процедуры таможенного транзита.

По своей сути, гарантия представляет собой поручительство гарантирующей организации перед таможенными органами за уплату таможенных платежей перевозчиком, обязательство по уплате которых может возникнуть в рамках процедуры таможенного транзита.

Поручительство не является страховкой от риска наступления обязанности уплаты таможенных платежей.  В связи с этим, оснований предъявлять требования к гарантирующей организации у перевозчика нет.

В случае оплаты таможенных платежей за перевозчика гарантирующей организацией, у нее возникнет право на взыскание соответствующих сумм с грузоперевозчика.

 

ВОПРОС: ЕАЭС, ЕврАзЭС, Таможенный союз: что обозначают эти аббревиатуры? 

ОТВЕТ: ЕАЭС (расшифровывается как Евразийский экономический союз), это международная организация экономического характера. Формально действует с 01 января 2015 года. Членами ЕАЭС на сегодняшний день являются: Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия.

ЕврАзЭС (расшифровывается как Еврази́йское экономи́ческое соо́бщество), это также международная экономическая организация, основанная рядом стран бывшего СССР, которая существовала с 2001 по 2014 года. Правопреемником данной организации стал ЕАЭС.

Таможенный союз – это форма торгово-экономической интеграции стран ряда стран-членов ЕАЭС (ранее АврАзЭС), предусматривающая единую таможенную территорию. Суть единой таможенной территории состоит в том, что в ее пределах во взаимной торговле товарами страны не применяют таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участники Таможенного союза применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами.

Соответственно Таможенный союз не является международной организацией, в отличии от ЕАЭС и ЕврАзЭС, а представляет собой форму экономического взаимодействия ряда государств.

 

ВОПРОС: Каким образом международный перевозчик может выяснить, по каким причинам должностные лица таможни приняли в отношении него какое-либо решение (совершили действие)? 

ОТВЕТ: Лицу, в отношении которого таможенным органом принято решение или совершено действие, а также лицо, в отношении которого решение не принято либо подлежащее совершению действие не совершено, вправе обратиться с запросом в этот таможенный орган о причинах и об основаниях принятого решения или совершенного действия.

Такой запрос может быть подан в течении 6-ти месяцев с момента совершения или не совершения такого действия.

Заинтересованное лицо может обратиться с запросом о предоставлении необходимой информации как в устной, так и в письменной форме.

Устный запрос подлежит рассмотрению таможенным органом в день получения указанного запроса. При подаче письменного запроса ответ должен быть дан в письменной форме в течение 10 дней со дня получения указанного запроса.

 

ВОПРОС: Как забрать товар, возвращенный перевозчику (или иному лицу) после завершения производства по административному делу? 

ОТВЕТ: Иностранный товар, возвращенный декларанту (перевозчику или иному лицу) после завершения производства по делу об административном правонарушении должен быть оформлен – помещен под одну из таможенных процедур, предусмотренных Таможенным кодексом Таможенного союза.

То есть, в отношении такого товара должна быть подана декларация.

Как правило, такие товары помещаются под процедуру реэкспорта и вывозятся с территории Таможенного союза, либо помещаются под процедуру таможенного транзита до внутреннего таможенного поста, где впоследствии помещаются под процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Если же в рамках производства по делу был изъят российский товар (товар таможенного союза), то такой товар может быть получен без дополнительного таможенного оформления.

 

ВОПРОС: В течение какого времени должен быть оформлен товар, возвращенный после завершения производства по делу об административном правонарушении за нарушении таможенных правил? 

ОТВЕТ: Согласно положениям Таможенного кодекса Таможенного союза товар, который явился предметом административного правонарушения и впоследствии был возвращен законному владельцу (перевозчику, декларанту), должен быть задекларирован в течении 30-ти дней со дня вступления в законную силу процессуального решения (постановления) по административному делу.

За нарушение данного срока предусмотрена административная ответственность (ч.4 ст. 16.12 КоАП РФ) в виде штрафа от 10 000 до 50 000 руб. на юридическое лицо.

При отсутствии намерения или возможности задекларировать возвращенный товар лицо, которому товар возвращен, может отказаться от него в пользу государства.

 

ВОПРОС: В ходе международной перевозки по территории России иностранное транспортное средство попало в серьезное ДТП и не подлежит восстановлению. Возможно ли такое транспортное средство не вывозить с территории России?

ОТВЕТ: Транспортные средства международной перевозки, временно ввезенные на территорию Таможенного союза, имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем (ч. 1 ст. 96 ТК ТС). По общему правилу, временный ввоз таких транспортных средств завершается их вывозом с территории Таможенного союза или помещением под таможенные процедуры (ч. 2 и ч. 3 ст. 342 ТК ТС). Соответственно, у вас есть обязанность вывезти ранее временно ввезенное транспортное средство.

Товары, не считаются находящимися под таможенным контролем после признания таможенными органами факта их уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы, либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения.

То есть, если вы не хотите вывозить остатки вашего транспортного средства с территории России, вы должны доказать факт уничтожения транспортного средства в следствии аварии.

Это можно сделать, обратившись в таможню по месту нахождения того таможенного органа, который открывал временный ввоз утраченного транспортного средства с соответствующим заявлением и приложением подтверждающих документов.

 

ВОПРОС: В пункте пропуска при прибытии транспортного средства был проведен таможенный досмотр. В результате досмотра был выявлен не задекларированный (недостоверно задекларированный) товар, который был изъят таможенным органами в рамках возбужденного административного дела. После изъятия товара таможня требует внести изменения в транзитную декларацию. Что делать?

ОТВЕТ: В рассматриваемой ситуации действия таможни являются правомерными, так как сведения содержащиеся в транзитной декларации и иных коммерческих документах на перевозку должны соответствовать фактической загрузке транспортного средства.

Однако, оформлять новые документы (CMR, инвойс и пр.) нет необходимости. Достаточно направить в таможенный орган заявление (спецификацию), в котором указать на произошедшие изменения в указанных в документах сведениях о товаре. В заявлении (спецификации) следует указать все существенные сведения о товаре, которые перевозчик просит считать верными: наименование товара, количество грузовых мест, вес брутто товара.

 

ВОПРОС: Таможня направляет на досмотр на СВХ. Соглашаться или нет?

ОТВЕТ: Решение о необходимости проведения досмотра на СВХ может быть связано либо с большой очередью на досмотр, либо с отсутствием технической возможности провести досмотр транспортного средства на территории таможенного поста. Проведение досмотра на СВХ возможно только с согласия перевозчика.

Как правило, проведение досмотра на СВХ отвечает интересам перевозчика, так как позволяет сэкономить время прохождения досмотра.

В последнее время, досмотр на СВХ не влечет для перевозчика дополнительных затрат, по сравнению с досмотром на территории таможенного поста, поскольку СВХ не берет на данном этапе плату за нахождение транспортного средства.

Однако при принятии решения о проведении досмотра на СВХ, рекомендуем дополнительно уточнять о взимании дополнительной платы за нахождение транспортного средства на территории СВХ. 

 

ВОПРОС: Со слов водителя транспортного средства, после подачи документов для открытия процедуры таможенного транзита, инспектор таможни принял решение о проведении досмотра, но уведомление не выдал. Что делать?

ОТВЕТ: В соответствии с п. 2.1.4 Временной инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра (осмотра) до выпуска товаров (утв. Приказом ФТС от 23.04.2014 № 767) уведомление о проведении таможенного досмотра, а также требование о предъявлении товаров в соответствии с установленными в поручении объемом и степенью направляются (вручаются) перевозчику не позднее 30 минут с момента принятия решения о проведении таможенного досмотра.

В случае нарушения данного срока вы вправе потребовать у таможенного органа выдачи уведомления на досмотр путем устного обращения или направления заявления о нарушении ваших прав в адрес вышестоящего руководителя.

 

ВОПРОС: В ходе международной перевозки по территории России сломалось транспортное средство, которое едет по процедуре таможенного транзита до внутренней таможни назначения или транзитом через территорию РФ. Какие меры следует предпринять?

ОТВЕТ: Сообщить в ближайший таможенный орган о месте нахождения транспортного средства и обстоятельствах происшествия, направив соответствующее уведомление.

Уведомление (сообщение) о поломке составляется в свободной форме, и направляется в ближайший таможенный орган к месту нахождения сломавшегося транспортного средства. Допускается направление по факсу, электронной почте и иным способом, с возможностью подтверждения факта отправки.

Если в результате происшествия нарушена целостность грузового отсека транспортного средства или средства идентификации, то необходимо вызвать для фиксации данного обстоятельства сотрудников таможенного органа.

Принять меры к продлению срока таможенного транзита, если есть вероятность его нарушения. Для этого необходимо направить мотивированное заявление о продлении срока в таможенного транзита в ближайший таможенный орган. Так же, может понадобится представить в ближайший таможенный орган транзитную декларацию (CMR) с отметкой таможенного органа отправления для проставления отметки о продлении срока.

В случае, когда устранение поломки невозможно и для завершения перевозки необходима замена тягача, то перед такой заменой необходимо направить письменное уведомление в ближайший таможенный орган. При этом, если тягач будет принадлежать другому перевозчику, то необходимо будет закрывать ранее начатую процедуру транзита и открывать новую.

В случае, когда для устранения поломки необходимо осуществить выгрузку, перегрузку и иные операции, связанные с нарушение таможенных пломб, то такие операции можно проводить только под контролем должностного лица таможни.

 

ВОПРОС: В каких случаях на документах по международной перевозке ставится отметка таможенных органов «Выпуск разрешен», а в каких «Вывоз разрешен»?

ОТВЕТ: Отметка «Выпуск разрешен» ставится таможенным органами на декларации на товары, которая предполагает вывоз товара с территории Таможенного союза. Отметка «Вывоз разрешен» проставляется на CMR (или иных перевозочных документах) таможенными органами в регионе деятельности которых расположены места убытия товаров с территории РФ. Данная отметка является разрешением таможенного органа на фактическое убытие товара. Как правило, она ставится на документах после проведения мероприятий таможенного контроля.

В некоторых случаях грузоотправителя также может потребоваться отметка «Товар вывезен». Как правило, она необходима декларанту для подтверждения «0» ставки по НДС перед налоговыми органами, поскольку отметка «Вывоз разрешен» не подтверждает фактическое убытие товара. Отметка «Товар вывезен» проставляется на документах перевозчика таможенными органами в месте убытия по факту вывоза товара.

При этом, соответствующая отметка проставляется в документах по заявлению российских лиц, т.е. иностранный перевозчик не может получить отметку «Товар вывезен».

 

ВОПРОС: Обязан ли международный автомобильный перевозчик оплачивать расходы на проведение таможенного досмотра в случае, когда по его итогам таможенным орган не выявил никаких нарушений законодательства?

ОТВЕТ: Статьей 108 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено правило, согласно которому грузовые и иные операции в отношении товаров и транспортных средств не должны повлечь для таможенного органа каких-либо расходов.

Соответственно, все риски, связанные с проведением таможенного досмотра, ложатся на перевозчика.

Также следует понимать, что в ходе проведения таможенного досмотра,  оплачиваются не услуги таможни, а услуги коммерческих организаций (складов временного хранения и других организаций), которые оказывают помощь в проведении досмотра: погрузка/выгрузка, взвешивание товара и прочие грузовые операции.

Должностные лица таможни осуществляют только фактический контроль товаров в рамках таможенного досмотра.