Привлечение к административной ответственности как основание для лишения статуса таможенного перевозчика

Включение транспортной компании в реестр таможенных перевозчиков одной из стран ЕАЭС является важным фактором успешного ведения деятельности в сфере международных перевозок. 

Среди преимуществ для таможенного перевозчика можно выделить:

а) прямые привилегии, предоставляемые законодательством ЕАЭС, — прежде всего возможность осуществления транзитных перевозок без предоставления на каждый рейс дополнительного обеспечения уплаты таможенных платежей;

б) организационные удобства – связанные с менее строгими требованиями к используемому автопарку;

в) повышенная благонадежность компании в глазах потенциальных заказчиков, что позволяет устанавливать более высокие цены за фрахт, сохраняя при этом конкурентоспособность.

Таможенные перевозчики дорожат своим статусом, который приносит им повышенную прибыльность и привилегированное положение на рынке. 

И в связи с тем, что деятельность международного перевозчика является объектом пристального контроля со стороны таможенных органов на предмет совершения административных правонарушений, многих интересует вопрос, является ли совершение административного правонарушения (правонарушений) основанием для лишения статуса таможенного перевозчика.

Зачастую это относится, помимо прочего, и к тем транспортным компаниям, которые повторно включены в реестр таможенных перевозчиков, хотя ранее были исключены из него за неоднократное привлечение к административной ответственности.

Рассмотрим данный вопрос применительно к российскому таможенному законодательству.

Дело в том, что в соответствии с положениями ранее действовавшего законодательства (Федерального закона «О таможенном регулировании в РФ» от 27.11.2010 № 311-ФЗ) одним из оснований для исключения таможенного перевозчика из реестра таможенных перевозчиков являлось привлечение его к административной ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела, предусмотренные статьей 16.1 и (или) частью 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, предусмотренных указанными статьями, при условии, что сумма наложенных административных штрафов, в том числе в совокупности, составила 250 000 рублей и более (пункт 4 статьи 66).

Но данная норма закона утратила силу еще в сентябре 2018 года в связи с принятием нового федерального закона, регулирующего данные правоотношения.

На сегодняшний день основания исключения компаний из реестра таможенных перевозчиков регулируются как общесоюзным таможенным законодательством ЕАЭС, так и национальными законодательствами государств-членов.

Причем российское национальное законодательство, с одной стороны, расширяет перечень оснований для лишения статуса таможенного перевозчика, с другой стороны, ограничивает применение отдельных оснований, установленных ТК ЕАЭС.

Так, статьей 408 ТК ЕАЭС определено, что основаниями для исключения таможенного перевозчика из реестра таможенных перевозчиков являются:

1) Несоблюдение условий включения в реестр таможенных перевозчиков (абзац 2 статьи 409 ТК ЕАЭС), в частности:

  • отсутствие обеспечения исполнения обязанностей таможенного перевозчика в размере, эквивалентном 200 тысячам евро (подпункт 2 пункта 1 статьи 407 ТК ЕАЭС);
  • отсутствие разрешительного документа на осуществление деятельности по перевозке грузов (подпункт 3 пункта 1 статьи 407 ТК ЕАЭС);
  • отсутствие в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде используемых для перевозки товаров транспортных средств, в том числе пригодных для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями (подпункт 4 пункта 1 статьи 407 ТК ЕАЭС);
  • несоблюдение иных условий включения в реестр таможенных перевозчиков, установленных законодательством государства-члена (подпункт 6 пункта 1 статьи 407 ТК ЕАЭС).

2) Несоблюдение условий или невыполнение требований, установленных ТК ЕАЭС для перевозки товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита (абзац 3 статьи 409 ТК ЕАЭС).

3) Отсутствие учета товаров, перевозимых (транспортируемых) в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, или непредставление в таможенный орган отчетности о перевозке (транспортировке) таких товаров, в том числе с использованием информационных технологий в соответствии с законодательством государства-члена (абзац 4 статьи 409 ТК ЕАЭС).

4) Разглашение, использование в собственных целях или передача иным лицам полученной от отправителя товаров, их получателя или экспедитора информации, составляющей государственную, коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну (секреты), а также другую конфиденциальную информацию (абзац 5 статьи 409 ТК ЕАЭС).

5) Неисполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в срок, указанный в уведомлении таможенного органа (абзац 6 статьи 409 ТК ЕАЭС).

6) Заявление таможенного перевозчика об исключении его из реестра таможенных перевозчиков;

7) Ликвидация юридического лица, включенного в реестр таможенных перевозчиков;

8) Реорганизация юридического лица, включенного в реестр таможенных перевозчиков.

9) Иные основания для исключения таможенного перевозчика из реестра таможенных перевозчиков, установленные законодательством государств-членов.

Также для дальнейшего изучения вопроса важно отметить, что ТК ЕАЭС установлена еще одна обязанность таможенного перевозчика — информировать таможенный орган, включивший его в реестр таможенных перевозчиков, об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр таможенных перевозчиков, и представлять документы, подтверждающие такие изменения (абзац 7 статьи 409 ТК ЕАЭС). Однако неисполнение данной обязанности не отнесено Кодексом к основаниям для исключения таможенного перевозчика из реестра.

Как мы видим, ТК ЕАЭС не содержит прямой взаимосвязи между привлечением таможенного перевозчика к административной ответственности и наличием оснований для исключения его из реестра.

Ключевое значение для оценки влияния совершаемых таможенным перевозчиком административных правонарушений на вероятность лишения его соответствующего статуса имеют положения действующего законодательства РФ, а именно Федерального закона «О таможенном регулировании в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 № 289-ФЗ (далее – ФЗ).

Во-первых, во исполнение подпункта 6 пункта 1 статьи 407 ТК ЕАЭС, установлено дополнительное условие включения юридического лица в реестр таможенных перевозчиков – отсутствие фактов привлечения в течение одного года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела, предусмотренные статьями 16.1, 16.3, 16.5, 16.6, 16.9, 16.10, 16.11, 16.13, 16.14, 16.15, частями 2 и 3 статьи 16.23 и частью 1 статьи 16.24 КоАП РФ.

Однако даже если данный перевозчик после включения в реестр будет привлечен к административной ответственности по одной из указанных статей, это не должно трактоваться как нарушение условия включения в реестр, поскольку факт привлечения будет иметь место в иной период и не умаляет того факта, что в течение одного года до дня обращения в таможенный орган компания к административной ответственности не привлекалась. 

Следовательно, исходя из формулировки данного требования, оно не может быть нарушено таможенным перевозчиком в период нахождения в реестре и не может являться основанием для исключения из данного реестра.

Во-вторых, дополнительным условием исключения таможенного перевозчика из реестра таможенных перевозчиков согласно ФЗ является привлечение таможенного перевозчика к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 16.23 КоАП РФ за незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела.

По данной статье транспортная компания, уже включенная в реестр таможенных перевозчиков, может быть привлечена лишь в том случае, если она включена в соответствующий реестр на основании недействительных документов.

То есть формально данное правонарушение считается совершенным в момент осуществления деятельности таможенного перевозчика, но по сути оно заключается в совершении действий на стадии включения в реестр – а именно в представлении в таможенный орган для этих целей недействительных документов.

Таким образом, перевозчику, включенному в реестр на основании надлежащих документов, данное основание исключения также не угрожает.

В-третьих, ФЗ установлено, что подтверждением наличия оснований для исключения таможенного перевозчика из реестра таможенных перевозчиков при неисполнении им обязанностей, предусмотренных абзацами третьим, четвертым и седьмым статьи 409 ТК ЕАЭС, является наличие невыполненной обязанности по уплате административного штрафа, назначенного юридическому лицу на основании вступивших в законную силу одного и более постановлений по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьями 16.1, 16.3, 16.5, 16.6, частью 1 статьи 16.9, статьями 16.10, 16.11, 16.13, 16.14, 16.15, частью 3 статьи 16.23, частью 1 статьи 16.24 КоАП РФ, если срок уплаты штрафа истек.

Из этой нормы следует, прежде всего, то, что сразу два основания, предусмотренных ТК ЕАЭС (несоблюдение условий и требований в рамках процедуры транзита, отсутствие учета товаров в рамках транзита и непредставление отчетности в таможню), а также одно основание, не предусмотренное ТК ЕАЭС (неинформирование таможенного органа об изменении сведений о таможенном перевозчике) могут повлечь исключение из реестра только при наличии двух дополнительных обстоятельств:

  • привлечение таможенного перевозчика к административной ответственности по одной из указанных статей;
  • неуплата административного штрафа в установленный срок.

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

То есть само по себе привлечение перевозчика к административной ответственности, в том числе неоднократное, не является основанием для лишения его статуса таможенного перевозчика, за исключением случаев, когда данный перевозчик не уплатил административный штраф в течение 60 дней после вступления в силу постановления.

По итогам данного законодательного экскурса возможно сформулировать следующие рекомендации для компаний, включенных в России в реестр таможенных перевозчиков:

  • на этапе подачи заявления о включении в реестр таможенных перевозчиков убедиться в достоверности и действительности документов, представляемых в таможенный орган;
  • знать основания исключения из реестра таможенных перевозчиков, установленные ТК ЕАЭС и ФЗ, и в максимально возможной степени избегать их наступления;
  • в случае привлечения к административной ответственности за нарушение таможенных правил – своевременно и в полном объеме уплачивать назначенный административный штраф.

Удачи на дорогах!

Алексей Зимин
Старший юрист
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»

Опубликовано 17.03.2020

PNB BANKА. Как вкладчику возвратить свои деньги?

Как минимизировать таможенные риски?
Направьте заявку в разделе «ТАМОЖЕННЫЙ АУДИТ»

Как получить свои деньги за неоплаченную перевозку?
Направьте заявку в разделе «ВЗЫСКАНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ЗА ФРАХТ»

Как избежать штрафа в размере 100 000 - 200 000 рублей?
Проверьте правильность заполнения разрешение на международную перевозку в разделе «ПРОВЕРКА ДОЗВОЛА»