Обязательно ли заключать договор на международную перевозку при наличии CMR-накладной? Практические рекомендации юриста по работе с российским заказчиками

Работая по вопросам взыскания задолженности в рамках договоров международной перевозки, мы регулярно сталкиваемся с такой проблемой, как отсутствие заключенного договора на перевозку.

В связи с чем у перевозчика появляются следующие риски:

1. Получить отрицательное решение суда по взысканию долга;
2. Понести большие расходы в целях доказывания факта наличия договорных отношений.

На практике многие перевозчики пренебрегают оформлением договора и заявок на перевозку, так как, по их мнению, договор можно заменить CMR-накладной.

Данное мнение является ошибочным!

В Конвенции о договоре международной перевозки грузов (КДПГ) указано, что договор перевозки устанавливается накладной. Данная норма многими трактуется неверно и вовсе не означает, что при наличии CMR-накладной оформление отдельного договора на перевозку лишено правового смысла.

В действительности же, по смыслу указанной нормы, накладная лишь выполняет роль документа, оформляемого в рамках договора и подтверждающего факт оказания услуги.

Исходя из этого, между CMR-накладной и договором нельзя поставить знак равенства.  

Почему CMR-накладная не может заменить договор?

CMR-накладная содержит в себе неполный перечень информации, ограниченный стандартным набором сведений, вносимых в графы бланка, а именно:

  • не содержит в себе таких важных сведений, как стоимость перевозки, размер штрафных санкций за простои, порядок и условия оплаты;
  • не определяет заказчика услуги и может вообще не содержать информации о нем, если заказчиком является экспедитор.

Вышеуказанные сведения имеют важное значение при разрешении спора по фрахту, но при этом указываются только в договоре/заявке на перевозку.

Таким образом, договор на перевозку нельзя заменить CMR-накладной, и пренебрегать его оформлением не стоит.

Отметим, что с особенностями оформления договора и рекомендациями по заключению договора в электронной форме можно ознакомиться в статьях, ранее опубликованных на нашем сайте.

Также важно указать, что при оформлении «рамочного» договора (договора, содержащего в себе лишь общие положения о перевозках) необходимо оформлять дополнительные соглашения к договору на каждую перевозку (например, заявки или заказы).

В данных дополнительных соглашениях должны быть указаны все необходимые условия по конкретной перевозке груза, а именно:

  • данные отправителя;
  • данные получателя;
  • место и дата загрузки;
  • место и дата выгрузки;
  • наименование и вес товара;
  • цена перевозки;
  • данные договора, в рамках которого подается заявка на перевозку груза;
  • иные существенные сведения.

Подведем итог:

  • При оформлении отношений с заказчиком по перевозке груза в обязательном порядке необходимо заключать договор.
  • Если в договоре указываются лишь общие положения о перевозках, необходимо оформлять заявку на каждую конкретную перевозку, которая осуществляется в рамках данного договора.
  • В заявке рекомендуется указывать полную информацию о перевозке.
  • CMR-накладная не может полноценно заменить договор перевозки груза.

Соблюдение вышеприведенных рекомендаций поможет избежать неприятных неожиданностей в работе с российскими заказчиками и более успешно решать возникающие в ходе осуществления перевозок спорные вопросы, в том числе при рассмотрении дел в судебном порядке.

Более подробно о секретах безопасного выполнения внутренних и международных перевозок грузов и пассажиров Вы узнаете в нашей группе «ЗАЩИТА МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ» в Facebook и В Контакте, а также в еженедельно обновляемых разделах  Вопрос-Ответ и Публикации на нашем сайте.

Удачи на дорогах!

Мария Маркелова
Юрист
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»

Опубликовано 26.02.2019