Новые полномочия таможенных органов по остановке транспортных средств вне зон таможенного контроля.

С 30 августа 2017 года на территории России официально действует новая редакция Федерального закона № 311-ФЗ от 27.11.2010 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – ФЗ о таможенном регулировании), внесшая значимые изменения в полномочия российских таможенных органов.

Под знаменем борьбы с контрабандой «санкционных» товаров, таможня отвоевала себе право самостоятельно, без помощи органов внутренних дел, останавливать транспортные средства, осуществляющие перевозку товаров, вне зон таможенного контроля (часть 1.1 статьи 21 ФЗ о таможенном регулировании).

Разберем более детально вступившие в силу изменения, ответив попутно на наиболее значимые вопросы, возникающие в новых условиях у международных перевозчиков.

Во-первых, следует отметить, что новые правила не распространяются на транспортные средства, снаряженная масса которых составляет менее трех с половиной тонн.

Во-вторых, указанные полномочия таможни действуют не на всей территории РФ, и даже не во всех приграничных регионах, а только в регионах по установленному законом перечню.

В данный перечень включены субъекты Российской Федерации, которые непосредственно прилегают к государственной границе РФ:

  • с Республикой Беларусь (Псковская область, Смоленская область, Брянская область);
  • с Республикой Казахстан (Астраханская область, Саратовская область, Самарская область, Оренбургская область, Челябинская область, Курганская область, Тюменская область, Омская область, Новосибирская область, Алтайский край, Республика Алтай);
  • с Грузией и Азербайджаном (Карачаево-Черкесская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Северная Осетия – Алания, Республика Ингушетия, Чеченская Республика, Республика Дагестан).

Также в перечень регионов, на территории которых действуют новые полномочия таможни, включены два региона, не имеющие общей границы с другими государствами – Тверская область и Ставропольский край.

В то же время, не включены в данный перечень Краснодарский край, граничащий исключительно с Абхазской частью Грузии, и Волгоградская область, имеющая участок границы с Казахстаном.

ПОМНИТЕ!!! Требование сотрудника таможни об остановке транспортного средства, сделанное вне зоны таможенного контроля на территории субъекта Российской Федерации, не включенного в перечень, либо в отношении транспортного средства массой менее 3,5 тонн, является незаконным, и водитель в таких случаях не обязан останавливаться, а остановившись — предоставлять транспортное средство для проведения мероприятий таможенного контроля.

СОВЕТ №1: Осуществляя перевозку на транспортном средстве массой свыше 3,5 тонн, отслеживайте пересечение границ субъектов РФ – это поможет вам правильно сориентироваться в ситуации.

Между тем, если требование об остановке поступило от сотрудника полиции, то данные ограничения не действуют. Даже если это сделано по поручению таможни, в этом случае водитель обязан остановить транспортное средство, и в отношении него таможенник вправе осуществить таможенный контроль.

Срок проверки транспортного средства в месте остановки не может превышать два часа с момента остановки.

СОВЕТ №2: Контролируйте время проверки.

В пределах данного срока должностное лицо обязано не только провести проверку, но также оформить и выдать акт проверки товаров и документов.

Ваше законное право – получить экземпляр данного акта на руки.

По истечении двух часов с момента остановки вы вправе требовать незамедлительного составления и выдачи акта проверки. Если у перевозчика не выявлено никаких нарушений, более длительно удержание транспортного средства является незаконным.

ПОМНИТЕ!!! Принудительное перемещение транспортного средства на склад временного хранения или в иную зону таможенного контроля допускается только в одном случае – при возбуждении дела об административном правонарушении. Помимо определения о возбуждении дела об административном правонарушении, об этом может также свидетельствовать, к примеру, протокол задержания транспортного средства.

При отсутствии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении, должностное лицо обязано провести и завершить проверку непосредственно в месте остановки в пределах установленного срока и после вручения акта проверки отпустить транспортное средство.

Также необходимо отметить, что в случае, предусмотренном ч. 1.1 ст. 21 ФЗ о таможенном регулировании у водителя возникает обязанность остановиться по требованию должностного лица таможни, но ответственность за нарушение данной обязанности пока законодательством не установлена.

В настоящее время предусмотрена ответственность в виде штрафа от 500 до 800 рублей за невыполнение законного требования сотрудника полиции или должностного лица транспортной инспекции об остановке транспортного средства (часть 2 статьи 12.25 КоАП РФ).

Наделяя сотрудников таможни новыми полномочиями, законодатель «забыл» внести соответствующие изменения в данную статью.

В ближайшей перспективе соответствующие изменения в КоАП РФ обязательно будут внесены. Но до этого момента таможенные органы будут продолжать сотрудничать с органами полиции в вопросе остановки транспортных средств для таможенного контроля.

Удачи на дорогах!
Алексей Зимин
Юрист
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»