Как взыскать задолженность за фрахт при наличии возражений заказчика о повреждении груза

В некоторых случаях, если заказчик не оплатил транспортные расходы международной перевозки, и перевозчик решил истребовать их в судебном порядке, может случиться так, что ответчик предъявит встречный иск, утверждая, что его товар был поврежден, чтобы избежать необходимости оплатить услуги.

Что необходимо для того, чтобы ответчик мог взыскать ущерб, причиненный в результате повреждения груза?

Конвенция CMR в ст. 30 гласит, что если в пункте назначения не делается никаких отметок о повреждении груза, то существует презумпция того, что груз был доставлен в состоянии, соответствующем описанному в накладной, что обычно означает хорошее состояние (если только перевозчик не сделал оговорку в месте отправления о получении груза в плохом состоянии от грузоотправителя, во избежание будущих претензий к нему).

Таким образом, получатель должен сделать отметку о прибытии груза в пункт назначения в плохом или неполном состоянии, чтобы зафиксировать этот факт.

Достаточно ли этой отметки самой по себе, чтобы взыскать предполагаемый ущерб?

Во-первых, для того чтобы эта отметка была признана действительной, она должна указывать, в чем заключается несоответствие груза (сколько пакетов отсутствует, какие присутствуют повреждения и т. д.), без использования стереотипных формул, таких как «согласие с получением, за исключением результатов проверки». Перевозчик, при этом, не обязан подписываться под этой отметкой, поскольку она является односторонним заявлением получателя.

Однако, несмотря на то что было указано ранее, этой оговорки недостаточно для того, чтобы впоследствии взыскать компенсацию стоимости поврежденного или пропавшего товара: такая отметка лишь аннулирует презумпцию доставки товара в хорошем состоянии. Сделав такую отметку, получатель, желающий взыскать причиненный ущерб, обязан доказать факт наличия ущерба. Отметки о повреждении груза самой по себе недостаточно для удовлетворения его требований.

Для того, чтобы обосновать наличие ущерба, в месте назначения должна быть проведена экспертиза, в которой, определяется часть поврежденного товара и причина такого повреждения. Это единственный действительный способ установить факт причинения ущерба. В свою очередь, перевозчик может противопоставить такой экспертизе другое экспертное мнение в свою пользу.

Несмотря на предусмотренную Конвенцией CMR презумпцию вины перевозчика в причинении ущерба грузу, бремя доказательства наличия ущерба все-таки возложено на получателя груза.

Таким образом, грузополучателю следует четко доказать наличие убытков и их сумму.

Кроме того, перевозчик может избежать встречного иска, подав иск о взыскании стоимости оплаты транспортных услуг в момент, когда срок исковой давности для подачи иска о возмещении ущерба, причиненного повреждением груза, уже истек, так как Конвенция CMR устанавливает разницу в расчете срока исковой давности в зависимости от причины требования. Данный срок на практике составляет:

  • 12 месяцев c момента доставки – в случае повреждения груза,
  • 15 месяцев для оплаты стоимости перевозки (течение исковой давности в 12 месяцев начинается спустя 3 месяца после завершения договора).

Более 500 ответов на вопросы в сфере таможенного дела, международных перевозок, внешнеэкономической деятельности, Вы узнаете в еженедельно обновляемых разделах  Вопрос-Ответ и Публикации на нашем сайте.

Подписывайтесь на нашу рассылку в FacebookВ КонтактеInstagram прямо сейчас и узнавайте ответы на свои вопросы первыми!

Удачи на дорогах!

Зоя Ильенко
Адвокат
«1961 Abogados  & Economistas»
Партнёр Юридической фирмы «ЮРВЕСТ» в Европейском Союзе

Опубликовано 06.06.2019

PNB BANKА. Как вкладчику возвратить свои деньги?

Как вернуть деньги за неоплаченную перевозку?
Направьте заявку в разделе «ВЗЫСКАНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ЗА ФРАХТ»

Как избежать штрафа в размере 100 000 - 200 000 рублей?
Проверьте правильность заполнения разрешение на международную перевозку в разделе «ПРОВЕРКА ДОЗВОЛА»